СТРОНГИЛОИДОЗ

Совсем недавно в практике врачей "Бетховена" произошёл интересный клинический случай. Мы столкнулись с заболеванием "Стронгилоидоз", которое совсем не характерно для нашего климата. К счастью для нас и наших пациентов наши доктора смогли во время, а, главное, правильно диагностировать это недуг, и подобрать терапию. Наши пациенты уже выздоровели, а мы решили рассказать нашим читателям об этом заболевании.

Strongyloidosis - Стронгилоидоз встречается главным образом у молодых животных при большой плотности.

Возбудители :

1. Strongyloides Stercoralis. Распространённость - тропики, субтропики, но может встречаться и в южной Европе. Хозяин - собака, кошка, человек, приматы.

2, 3 Strongyloides felis, Strongyloides tumefaciens. Хозяин - кошка.

4. Strongyloides planiceps. Хозяин - собака, кошка, лиса.

Морфология и цикл развития

Паразитарная генерация представлена только Партеногенетическими самками размером 2,1 – 2,8 мм.

Отдельные морфологические формы представителей рода Strongyloides приведены на рисунке ниже. Паразитические и свободноживущие генерации чередуются. Паразитические самки живут в тонком кишечнике в криптах люберкиновых желёз. Они продуцируют яйца с рабдитиформными личинками, которые быстро линяют в окружающей среде. Часть их превращается в инвазионные филариформные личинки самок (Гомогония), а другая часть – в свободноживущие непаразитарные генерации самцов и самок (Гетерогения), которые живут в почве. Из яиц этой генерации развиваются инвазионные филариформные личинки, которые созревают как самки в новом хозяине.

Инвазионные личинки проникают в хозяина Перкутанно, гематогенно проходят гепатопульмональную мигрцию и заселяют тонкий кишечник. Препатентный период длится 9 – 14 дней или дольше. Такое непрямое развитие чаще всего встречается в тропических областях. Самки S. stercoralis И S. felis откладывают яйца, из которых уже во время прохода по пищеварительному тракту образуются рабдитиформные личинки I. Напротив, при инвазии S. planiceps выделяются яйца, из которых через 5 дней выходят личинки I. Прямое развитие случается и у S. stercoralis И S. felis, когда в кишечнике личинка I превращается в инвазионную личинку III. Эти личинки либо из кишечника, либо через кожу в перианальной области проникают прямо до тканей хозяина и таким образом происходит Аутоинвазия. В связи с поражением самых молодых возрастных категорий животных некоторые авторы допускают трансплацентарную и галактогенную передачу.

Патогенез и клинические признаки

Заболевание протекает у взрослых особей часто асимптоматически. У щенков сильная инвазия вызывает геморрагический энтерит, дегидратацию организма,анемию и может произойти гибель животного. В результате аутоинвазии паразиты находятся в хозяине от нескольких месяцев до нескольких лет. Иммуносупрессия ведёт к гиперинвазии. Аутоинвазия и гиперинвазия вызывают долговременное поражение, во время которого с калом выделяются в меньшем количестве и инвазионные личинки.

Различные состояния, связанные с иммунной недостаточностью, поддерживают прогрессивное течение инвазии. Заболевание сопровождается геморрагиями и воспалением тонкого кишечника, лёгких и других органов. Может перейти даже в летальный стронгилоидоз. Личинки были обнаружены например в трахее, селезёнке, почках. Были описаны и случаи выделения личинок с Мочой.

Диагностика

При исследовании кала при инвазии S. stercoralis И S. felis обнаруживают активно передвигающихся рабдитиформных личинок размером 230 – 350 μм. Инвазия S. planiceps характерна выделением овальных яиц с тонкой оболочкой размером 62 – 64 х 32 – 36 μм с личинкой, закрученной в виде латинской буквы U.

Лечение

На основании опыта  для лечения стронгилоидозов с большой эффективностью применяется ивермектин по схеме, в некоторых случаях требуется повтор. Обрабатывать надо всех !!! животных в доме. При стронгилоидозе также испытаны - тиабендазол, оксибендазол, левомизол, дорамектин (последние три у сельхоз животных). Пирантел признан неэффективным полностью. Лечение нужно проводить до полного исчезновения личинок.