Повреждения глаз

Травматические повреждения глаз являются очень серьезной проблемой, в худшем случае они могут привести к слепоте или потере глаза. Поэтому, как правило, питомцу с повреждением глаза требуется срочная квалифицированная помощь.

От травмы никто не застрахован, но существует группа риска. Гуляющие на улице кошки,  брахиоцефалические (в связи с анатомическими особенностями) и охотничьи (в связи с образом жизни) породы собак.

Как, чаще всего, наши пациенты получают травму? Играя с сородичами, в драке, на прогулке (острая скошенная трава, семена растений, попавшие в конъюнктиву, заросли и ветки), играя с детьми.

Какие симптомы должны вас настрожить? После общения с другими животными, после прогулки  или просто неожиданно питомец вдруг прищурил или закрыл глаз (блефароспазм), из глаза началось обильное слезотечение или гнойные выделения, на блестящей поверхности роговицы появилась неровность. Как правило, травмируется один глаз, если поражены оба, прежде всего, нужно будет искать инфекционную/вирусную природу болезни.

Что делать? Постараться в ближайшее время показать Вашего питомца офтальмологу, поскольку есть реальная опасность потерять глаз. Мелкие породы собак могут выказывать признаки общего угнетения, что чаще всего связано с болью, сопровождающую травму.

До врача вы можете:  если есть истечения, промывать глаз и конъюнктиву, для этого можно использовать обычную кипяченую воду, раствор фурацилина (1 таб. на стакан кипяченой воды). Так же можно применять капли с антибиотиком, например Ципромед, Тобрекс, Нормакс, Барс, Гентамициновые глазные капли в зависимости от размера животного от 1 до 3-х капель в глаз 4-6 раз в день.

Капли должны содержать только антибиотик или антисептический компонент. Применение Альбуцида нежелательно, т.к. эти капли вызывают очень сильное жжение и раздражение.

Применение глазных капель, содержащих кортикостероидные гормоны (преднизолон, дексаметазон), без назначения врача категорически запрещено!

При осмотре врачу необходимо диагностировать  травму визуально и с помощью специального раствора (флюоресцеин), который окрашивает повреждения. В зависимости от характера повреждения, его размеров, состояния роговицы и других глазных структур, времени, прошедшего с момента получения травмы врач назначает консервативное (капли) или хирургическое лечение.

Покраснение глаза

Если белки глазного яблока, обычно белого цвета, стали красными, это может говорить о повышении как внутриглазного, так и общего давления, о наличии  воспалительного процесса. Возможно, осталась незамеченной травма, и мы видим гематому. Любой из вариантов требует диагностики, и, если окажется, что покраснение глазных структур было признаком аллергической реакции, то считайте, легко отделались. Все остальные нарушения требуют проведения экстренных лечебных мероприятий, поскольку, если это повышение внутриглазного давления, то существует риск потерять глаз, а если гематома, то задача – не допустить развитие слепоты. Необходимо исключить гематомы (кровоизлияния) на глазном дне, проверить сохранность всех внутриглазных структур, и оценить неврологический статус животного в целом.

Применение неспецифического лечения в данном случае не имеет смысла.

Гнойные выделения

Резко начавшиеся гнойные выделения из глаз и/или зуд могут быть признаком острой воспалительной реакции, незамеченной вовремя травмы, наличия инородного тела в конъюнктиве или системного заболевания. Можно  промывать глаз, как было описано выше, применять капли с антибиотиком, однако для выяснения причины следует незамедлительно показаться офтальмологу, так как есть существенная разница между терапией механической проблемы (травма, инородное тело),  и терапией вирусной инфекции, приведшей к воспалительной симптоматике.

Увеличение одного глаза

Внезапное увеличение одного глаза (иногда двух) так же является поводом скорейшего обращения к доктору, так как может свидетельствовать об увеличении внутриглазного давления, которое в свою очередь, развивается по разнообразным причинам, начиная от воспалительного процесса внутри глаза и вывиха хрусталика, заканчивая хронической почечной недостаточностью (ХПН). Кроме этого, возможно, что уменьшен и болеет другой глаз. Необходимо измерить внутриглазное давление, осмотреть глазное дно, возможно, провести исследование крови, если доктор на приеме найдет признаки системной проблемы, отражением которой и явилось повышение внутриглазного давления. До обращения к доктору не надо применять никаких лекарств и капель, опять же вследствие разнообразия причин, спровоцировавших проблему.

Выпадение глазного яблока

Выпадение глазного яблока частая причина обращения владельцев с собаками-брахиоцефалами, анатомическими особенностями которых являются приплюснутая морда, очень широкая глазная щель, глаза как бы «навыкате».

Что делать?

Во-первых, не паниковать.

Во-вторых, постоянно увлажняйте выпавший глаз, это можно делать с помощью воды, желательно кипяченой, но если и ее нет, то используйте любую. Положите на глаз марлевую повязку и поддерживайте ее во влажном состоянии, нельзя допускать высыхания повязки. Так же для увлажнения и удержания влаги можно густо наносить на него  глазные мази с антибиотиком – например тетрациклиновую, колбиоцин, флоксал.
После того, как вы позаботились об этом, надо СРОЧНО обратиться в клинику. В данном случае вам не надо ждать офтальмолога, если он вне зоны доступа, достаточно опытного хирурга, который сможет вправить глаз на место, под общей анестезией.

Во внутреннем углу глаза появилась красная припухлость

Вопреки распространенному мнению, это, как правило, не опухоль, не аденома 3-го века, которая встречается довольно редко, а пролапс железы Гардера , которая необходима глазу, для выработки слезы (на долю Гарднеровой железы приходится, по разным источникам, до 40% вырабатываемой слезы).

Ее необходимо вправлять, а не удалять, т. к. при нехватке слезы со временем развивается «синдром сухого глаза», лечить который потом придется всю жизнь. Если все оставить так как есть, вероятно, развитие язвы роговицы на месте соприкосновения ее с железой и/или конъюнктивита, кератита. До приема врача можно использовать капли с антибиотиками. Но чем быстрее вправить железу, тем более вероятно успешное медикаментозное лечение, так как зачастую выпадение происходит на фоне острого воспаления конъюнктивы. Если консервативное лечение не принесло желаемого результата, проводят хирургическую фиксацию железы